Форум для общения родителей детей-инвалидов

Обмен опытом в уходе, воспитании, обучении. Также ждем неравнодушных к проблемам "особых" деток людей
Текущее время: 31 июл 2014, 05:17




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Минимальная мозговая дисфункция
СообщениеДобавлено: 21 дек 2010, 21:23 
Не в сети
Грандмастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
05 сен 2010, 16:19
Сообщения: 3482
Изображения: 494
Откуда: Смоленск
Минимальная церебральная дисфункция (ММД) -это легкие изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства, головные боли. Эти состояния также обозначаются как "органическая мозговая дисфункция", "минимальная мозговая недостаточность", "легкая детская энцефалопатия", "хронический мозговой синдром", "минимальный церебральный паралич", "минимальное повреждение мозга", "синдром гиперактивности". Число детей, страдающих ММД, достигает 21 % .


Причины ММД весьма разнообразны: перинатальная патология, недоношенность, инфекционные и токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма. Предполагается, что наследственный фактор, также играет определенную роль в возникновении ММД. Наиболее часто ММД развивается у детей, перенесших гипоксию во время внутриутробного развития или в процессе родов.

Проявления ММД крайне изменчивы, неоднородны и во многом зависят от возраста ребенка. Наиболее выражена она у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд симптомов проявляется уже в грудном возрасте, если ММД формируется на фоне перинатальной энцефалопатии с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости(нарушение сна, тремор подбородка, конечностей, фебрильные судороги), с гидроцефально-гипертензионным синдромом(головные боли, метеозависимость), а также на фоне задержки темпа психомоторного развития (задержка двигательных навыков,задержка речи).

Наиболее полная картина ММД наблюдается в более старшем возрасте, когда уже можно говорить об исходе в этот синдром перинатальной энцефалопатии. Самыми характерными клиническими признаками ММД являются четкое преобладание функциональных расстройств (изменения в поведении ребенка, трудности обучения в первых классах школы, речевые нарушения, недостаточность моторики, различные виды невротических реакций) над органическими. Нередко ММД проявляется только одним или двумя указанными признаками. Изменения поведения ребенка при ММД сводятся к чрезмерной активности, т. е. к гиперактивности. Причем она не имеет определенной цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях, а в домашней обстановке гиперактивность снижается). Ребенок не может сосредоточиться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекается. С возрастом чрезмерная активность обычно уменьшается и к 12-15 годам, как правило, исчезает. Значительно реже у ребенка при ММД отмечаются снижение активности, стремление к уединению, недостаточная инициативность. Обычно изменения поведения сопровождаются расстройствами сна (трудное засыпание, недостаточность его глубины, уменьшение суточной потребности в сне). Больному также свойственны быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, разрушительные тенденции. В любую минуту у него может возникнуть ярость, злость, агрессивность. В пубертатный период присоединяются частые головные боли.

Социальные функции у больного находятся на низком уровне и не соответствуют возрасту. Он предпочитает играть с детьми более младшего возраста, выбирает примитивные игры, отрицательно относится к окружающим. Больные дети трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счету), но это связано не с задержкой развития или дефектом интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений. Некоторые дети вообще не могут читать или писать, плохо различают близкие по написанию буквы, например "п" и "и", "м" и "ш". С возрастом могут проявиться и нарушения абстрактного мышления.

У значительного числа больных ММД выявляются нарушения функции речи, чаще всего задержка ее развития. Такие дети дефектно произносят отдельные звуки, с трудом строят фразу, речь у них медленная или взрывная, эксплозивная. У многих детей, страдающих ММД, отмечается множественная дизэмбриогенетическая стигматизация в виде деформации черепа, лицевого скелета, ушных раковин, высокого неба, гипертелоризма, прогнатизма, неправильного роста зубов и др. Из неврологических проявлений МЦД наиболее часто встречаются нарушения координации движений. В анамнезе у детей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. При ходьбе дети часто пошатываются, задевают окружающие предметы, неустойчивы в позе Ромберга, с трудом меняют движения на прямо противоположные, координаторные пробы, особенно пальце-носовую, выполняют с легкими нарушениями. У них появляются двигательное беспокойство и синкинезии пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении даже мелких движений - при застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами, плохо раскрашивают картинки, не могут провести прямую линию, нарисовать круг или другие геометрические фигуры. В более старшем возрасте они, освоив письмо, пишут, как правило, неразборчиво.

В неврологическом статусе отмечается рассеянная микроорганическая симптоматика, свидетельствующая об отсутствии очагового поражения. Из глазодвигательных нарушений особенно часто наблюдается сходящееся косоглазие, которое с возрастом обычно сглаживается. Нередко отмечается сглаженность одной из носогубных складок, затруднены боковые движения языка. Могут быть также мышечная гипо- или дистония, асимметрия мышечного тонуса, сухожильная анизорефлексия, отдельные патологические рефлексы. У больных детей чаще, чем у здоровых, наблюдается леворукость, иногда у них вообще невозможно определить доминирующую сторону. Многие больные плохо различают правую и левую части тела.

Более чем у 1/4 детей с ММД отмечаются - повышенная потливость, акроцианоз, стойкий красный дермографизм, лабильный пульс,все это признаки нарушения вегетативной нервной системы. Особенно выражены эти нарушения в пре- и пубертатном периодах. Часто наблюдаются также различные неврозоподобные состояния - тики, энурез, страхи и т. д. Они возникают обычно без видимой причины, носят довольно стойкий характер и не причиняют особого беспокойства ребенку. Несмотря на то, что ММД протекает хронически, выраженность ее клинической симптоматики, особенно поведения и неврозоподобных проявлений, на разных этапах обычно бывает различной. Иногда наступает период относительного благополучия, который сменяется обострением. Инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, эмоциональные перегрузки, как правило, вызывают усиление симптоматики. По мере роста ребенка и развития критического отношения к себе поведение его становится более правильным, улучшается успеваемость в школе, несколько сглаживается двигательный дефект.

Клиническая симптоматология ММД не отличается строгой специфичностью, причем степень ее выраженности может варьировать в довольно широких пределах. Диагноз ММД устанавливается на основании выявления в анамнезе факторов "риска" (по течению беременности и родов, легкой или средней тяжести перинатальной энцефалопатии с задержкой психического, двигательного и речевого развития ребенка на первом году жизни, нарушения поведения, трудности школьного обучения) и подтверждается наличием рассеянной микроорганической симптоматики, прежде всего со стороны двигательной сферы.

Детей с ММД необходимо обследовать инструментально:Электроэнцефалография-может быть нормальной или с изменениями со стороны вольтажа и частотной характеристики. Иногда выявляются спайковые потенциалы или медленноволновая активность.На реографии возможны измения тонуса позвоночных и сонных артерийи вен. На рентгенограмме черепа,эхографии у части детей отмечаются легкие гидроцефальные изменения. Глазное же дно остается в пределах нормы, специфические изменения со стороны крови и мочи также отсутствуют. Симптоматика ММД может наблюдаться и при ряде других заболеваний (олигофрения, психозы, невротические состояния и др.). Поэтому правильный диагноз можно поставить лишь при динамическом наблюдении за ребенком при обязательном участии детского психиатра, логопеда, педагога. Лечение детей с ММД определяется характером симптоматологии и ее выраженностью, причем оно должно включать мероприятия как педагогического воздействия, так и медицинские. Для больных детей необходимо создавать спокойную, доброжелательную обстановку. Родителям необходимо объяснять особенности нервной системы ребенка и, что чрезвычайно важно, избегать излишней строгости и требовательности в отношениях с ним. В то же время не следует чрезмерно опекать больного, удовлетворять все его желания. Окружающие должны стимулировать развитие и совершенствование у него двигательных навыков, добиваться коррекции двигательного и речевого дефекта. Для этой цели можно применять лечебную физкультуру и занятия с логопедом. Важно также, чтобы родители и педагоги достигли взаимопонимания при воспитании ребенка.

Для коррекции нарушений поведения и устранения неврозоподобных реакций, головные боли,задержку развития применяют седативные, ноотропные препараты,мозговые метаболики,витамины, укрепляющие средства, вазоактивные препараты, а также массаж, физиотерапию,лечебную физкультуру. Дети с тяжелым поведением и личностными изменениями подлежат лечению и наблюдению у психиатра. Сравнительно легких больных должен регулярно наблюдать невролог. Под его руководством проводится коррекция имеющихся нарушений, особенно во время адаптации ребенка в детском саду и школе, а также в критические периоды роста. В особых случаях необходимо обеспечить консультацию психиатра, дефектолога, логопеда. Ввиду вышеизложенного, представляется очевидной необходимость своевременного обращение детей к детскому неврологу, особенно в период новорожденности, т.к. коррегирующая терапия более эффективна в ранний период заболевания.

Источник:http://blog.medicina.ru/blog/neurology/57.php


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
СообщениеДобавлено: 21 дек 2010, 21:27 
Не в сети
Грандмастер
Аватара пользователя

Зарегистрирован:
05 сен 2010, 16:19
Сообщения: 3482
Изображения: 494
Откуда: Смоленск
Мозговая минимальная дисфункция. Проявления данного заболевания могут обратить на себя внимание достаточно поздно - перед школой или даже в первых классах начальной школы. Педагоги яслей-сада или школы сообщают родителям, что их ребенок достаточно сильно отличается от остальных детей и, к сожалению, не в лучшую сторону по своему поведению и успехам в занятиях. Педагоги настаивают, чтобы родители сводили ребенка к врачу (педиатру или невропатологу, а может быть, к психологу или психиатру), с тем чтобы решить вопрос о том, здоров он или нет. Если ребенок здоров, психолог должен дать определенные рекомендации, которые педагоги совместно с родителями и, естественно, с самим ребенком будут претворять в жизнь. Если же ребенок, допустим, психически или неврологически болен, его необходимо настойчиво лечить и, возможно, решить вопрос о целесообразности его обучения по специальной программе, а не в обычной школе.

Такая постановка вопроса педагогами школы может оказаться достаточно неожиданной для родителей. Нельзя сказать, чтобы они считали своего ребенка идеальным по развитию и поведению, но, во всяком случае, ничуть не хуже других. Ребенок посещал ясли-сад перед школой в течение последних 2-3 лет, и там особых претензий к нему никто не предъявлял. В школу его зачислили на общих основаниях, психолог перед школой его смотрел и счел, что он может в данной школе учиться.

Все же родители, под влиянием убеждения педагогов и желая прояснить ситуацию, ведут ребенка к невропатологу и излагают свое видение проблемы, а также (в том или ином объеме) жалобы школьных педагогов. При осмотре ребенка невропатологом выявляются определенная деформация черепа и лицевого скелета, ушных раковин, неправильный рост зубов и другие стигмы дизэмбриогенеза. Может иметь место косоглазие, частичное опущение век, нарушение зрения, слабость мышц языка, речевые расстройства. При исследовании произвольных движений могут выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений руками и пальцами кистей, неустойчивость при ходьбе. Большинство таких детей отличаются повышенной моторной активностью (ни секунды не сидят в покое), они не могут сколь-нибудь долго сосредотачиваться на чем-то одном, легко отвлекаются, настроение их изменчиво. При собирании анамнеза выясняется, что для таких детей характерны приступы злости, ярости, агрессии по отношению не только к окружающим, но и к самим себе. Играть они предпочитают с детьми более младшего, чем они сами, возраста. У них нарушена формула сна, сон некрепкий. Трудности в обучении не связаны с интеллектуальной недостаточностью (когда их перед поступлением в школу смотрит психолог, то он не находит снижения коэффициента интеллектуальности), а обусловлены тем, что они не могут заставить работать те интеллектуальные возможности, которые у них имеются. Могут быть нарушены счет, письмо, чтение, восприятие пространственных взаимоотношений.

Все перечисленное выше - естественно, наиболее широкая клиника ММД; у конкретного же больного может отмечаться только часть приведенной симптоматики.

Возникает вопрос, что делать дальше? Мы советуем родителям постараться психологически перестроиться и вникнуть в то, что говорят им педагоги и расскажет об их ребенке невропатолог. Дело в том, что ММД - в настоящее время весьма распространенное явление. По некоторым данным, те или иные отклонения в развитии, которые можно трактовать как ММД, имеют место у 20-25 процентов детей дошкольного и раннего дошкольного возраста. А среди детей, которые испытывают значительные трудности при учебе в первых двух классах, диагноз ММД можно выставить у 50-60 процентов.

Заболевание проявляется в период начального обучения, но в действительности оно ведет свое начало от перинатальной энцефалопатии. Видимо, такой ребенок не выздоровел полностью от ПЭ, и указанные сложности возникли у него как последствия. Дело в том, что начало обучения в школе (даже в самой обычной, без интенсивной математики и двух иностранных языков) - весьма серьезное испытание для творческой и исполнительской деятельности ребенка. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уже первые недели или месяцы обучения в школе выявляют несоответствие ребенка предъявляемым требованиям.

Данное заболевание вполне удовлетворительно поддается лечебным мероприятиям, которые складываются из медикаментозной терапии (чаще всего препаратами из группы ноотропных), массажа, лечебной физкультуры, а также педагогических упражнений и, возможно, занятий с логопедом. Также необходима коррекция зрения, если имеются соответствующие дефекты.

Родителям необходимо только рука об руку со школой решать в дальнейшем все возникающие проблемы. Проблема лечения ММД - комплексная, затрагивающая школьную, семейную педагогику и клиническую медицину.

Затронем еще один аспект, связанный с выяснением причин, вызвавших ММД. Если вы в силу тех или иных проблем, обусловленных ММД, окажетесь на приеме у мануального терапевта, то, вне всяких сомнений, вам скажут, что причины патологии вашего ребенка связаны с тем, что во время родов у него был поврежден шейный отдел позвоночника, и теперь для нормализации мозгового кровообращения ему показаны сеансы мануальной терапии. Не подвергая сомнению вероятность такой травмы у данного ребенка, мы хотим отметить, что происхождение ММД, как правило, выходит за рамки локальной травмы того или иного отдела позвоночника и требует комплексного лечения.

Источник: http://www.m03.ru/page/mmd


Вернуться к началу
 Профиль Персональный альбом  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
PR-CY.ru